01041974
:: ::

Педагогам о профилактике синдрома эмоционального и профессионального выгорания

 

Одной из серьезных проблем современных учреждений образований является профессиональное выгорание педагогов.

Показатели профессионального здоровья педагогов:

  педагогическая направленность

  педагогическая гибкость

  компетентность (профессиональная психологическая культура)

Психологическое самочувствие педагога оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу учреждения образования.

Одним из показателей профессиональной дезадаптации, деформации педагога является так называемый «синдром эмоционального сгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов.

Три основные составляющие СЭВ:

  1. 1. Эмоциональное истощение (проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, усталости, происходит потеря интереса к работе)
  2. Деперсонализация (возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, с которыми работаешь; контакты с ними становятся формальными)
  3. 3. Редукция профессиональных достижений (появление чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере)

Профессиональное выгорание характеризуется рядом признаков (симптомов):

  Поведенческие (часто смотрит на часы, опаздывает, увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (кофе, курение и т.п)

  Аффективные (плохое настроение, утрата чувства юмора, самообвинение и т.д.)

  Когнитивные (упорные мысли о том, чтобы оставить работу, неспособность концентрировать внимание, неуверенность в процессе выполнения работы)

  Физические (нарушение сна, головные боли, нарушение здоровья)

  Нарушения в общении

Профессиональное выгорание динамический процесс.

Проблема стрессоустойчивости педагогов выступает как проблема обеспечения сохранения и повышения продуктивности профессиональной деятельности в условиях резкого возрастания нагрузок, укрепления психологического здоровья, преодоления критических жизненных ситуаций.

Профессиональные стресс-факторы в деятельности педагога: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность, психологически трудный контингент, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность.

Методы профилактики профессиоанльного выгорания:

- релаксация

- правильное планирование дня

- здоровый образ жизни

- регулярный самоанализ причин стрессовых ситуаций

- наличие любимого дела, хобби

- хорошие взаимоотношения с окружающими

- умение находить позитив в повседневных заботах

- посещение специальных психологических тренингов, направленных на профилактику выгорания

- самосохранение своей профессиональной целостности, реализация намеченного сценария своей профессиональной жизни

- наличие активной позиции в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), т.е. реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде

- готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок

- укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах)

- создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах

- поддержание позитивной «Я- концепции», себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств

- развитие внутренней личностной ответственности за свое психическое и физическое здоровье

- развитие способность жить в ладу с самим собой, внутреннюю гармонию, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;

- умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней

- установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»)

- владение приемами физического и психического самовосстановления после перегрузок, нормализации работоспособности;

- исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости

- своевременное решение конфликтов, проблем (откладывание в дальний ящик стрессогенных факторов способствует их накоплению и последующему усилению, трудноразрешаемости)

 

 

 

Литература

К вопросу о синдроме выгорания у педагогов

  1. Бакунец, С. Ключ к успеху : психологический семинар практикум для педагогов : [профилактика психоэмоционального выгорания] /С. Бакунец // Здаровы лад жыцця. – 2013. - № 3. – С. 69-73.

В статье раскрывается содержание психологического семинара-практикума для педагогов, проводимого с целью профиласктики психоэмоционального выгорания. Данная цель достигается путем раскрытия творческого потенциала, повышения мотивации самопознания, осознания своих достоинств, улучшения эмоционального состояния.

  1. Дейлидко, Ю. В. Профи-лактика профессионального вы-горания педагогов / Ю. В. Дейлидко // Сацыяльна-педагагіч-ная работа. – 2012. - № 7. – С. 58-60.

Автор рассказывает о деятельности педагога-психолога по профилактике профессионального выгорания педагогов. Указывается, какими средствами можно в значительной степени изменить к  лучшему ситуацию профессионального выгорания педагогов.

  1. Казарина, В. В. Инновационная деятельность учителя как фактор преодоления лич-ностно-профессиональных деформаций / В. В. Казарина // Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 3-9.

В условиях модернизации системы образования все более высокие требования предъявляются не только к знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его психологического самочувствия. Автор указывает на взаимосвязь данных качеств и инновационной деятельности педагога.

  1. Панько, Е. Будьте здоровы : о профессиональном здоровье педагога / Е. Панько, Е. Чеснокова, Е. Семёнова // Пралеска. – 2008. - № 12. – С. 3-10.

Авторы подчеркивают ценность физического и психологического здоровья педагога, от которого требуется активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально значимых качеств.

  1. Севастьянова, Н. В. Взаимосвязь профессионального выгорания и творческого потен-циала педагога / Н. В. Севастьянова // Воспитание школьников. – 2009. - № 10. – С. 47-54.

Подводится итог исследовательской работы, по результатам которой выявлено, что на уровень профес-сионального выгорания влияют как творческий потенциал, так и факторы наследственности и среды.

  1. Солодухо, В. В. К вопросу о синдроме выгорания : понятие, причины, симптомы, профилактика / В. В. Солодухо // Диалог. – 2013. – № 4. – С. 34-39 ; № 5. – С. 45-49.

  Автор акцентирует внимание на структуре, симптомах и стадиях синдрома выгорания, описывает группы профессионалов, подверженных выгоранию. Также представлены способы профилактики и преодоления данного синдрома.

  1. Сытая, Н. П. Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога / Н. П. Сытая // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 3. – С. 53-58 .

В данной статье представлен анализ проблемы стресса педагогов в профессиональной деятельности, охарактеризованы симптомы эмоционального выгорания педагогов.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Педагогам о профилактике синдрома эмоционального и профессионального выгорания

Соседние подразделы:
Детско-родительские отношения.
Страничка Закона для родителей и детей
Детям о безопасности
Психологи о зависимостях
Психологи родителям и педагогам о профилактике девиантного поведения у подростков
Перечень психодиагностических МЕТОДИК, рекомендованных Министерством образования Республики Беларус
Психосоциальное анкетирование