01041974
:: ::

Педагогам о профилактике синдрома эмоционального и профессионального выгорания

 

Конфликты – это норма жизни.

Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.

Ч. Ликсон

 

Конфликтстолкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

 

Причины конфликтов

§    Отношения (различия в образовании социальном, культурном), взаимодействие людей;

§    Поведение (излишне вербальное и невербальное давление, угроза безопасности и т.д.);

§          Информация (неточная, дезинформация, слухи, сплетни, умышленно или случайно скрытая информация);

§    Ценностные факторы (убеждения, верования, модели поведения и т.д.);

§    Инструментальные факторы (отсутствие механизмов разрешения противоречий и т.д.).

 

 

Функции конфликтов

 


негативные

позитивные

1. Разрушение либо подавление другого;

 

2.Нарушение отношений между субъектами, временное нарушение стабильности;

 

3. Истощение духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов.

1.Проявление сущности межличностных взаимодействий;

2.Важный источник развития личности, межличностных отношений;

3.Сигнал к изменениям;

4.Стимулирование общественных процессов, способствование общественному прогрессу.

 

     Стиль приспособления (уступка)

Стиль сотрудничества

означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы.

можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.

 

 

 

Стиль уклонения (уход).

Стиль конкуренции

реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не хотите тратить время и силы на решение. Этот стиль реализуется также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, либо нет серьезных оснований для продолжения

Не рекомендуется использоватьв близких личных отношениях

Используется человеком обладающим сильной волей,  достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный сотрудничестве и стремящийся удовлетворить собственные интересы



Кодекс поведения в конфликте

  1. Дай партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, веди себя спокойно, уверенно, но невысокомерно. Представьте, что вокруг вас оболочка, через которую не проходят «стрелы» агрессии.
  2. Потребуй от партнера спокойно обосновать претензии. Людям свойственно путать факты и эмоции, поэтому уточните: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению?».
  3. Сбивай агрессию неожиданными приемами. Задайте неожиданный вопрос, спросите совета, скажите комплимент…
  4. Не давай партнеру отрицательных оценок, а говори о своих чувствах. Не говори: «Вы меня обманываете», - лучше: «Я чувствую себя обманутым».
  5. Попроси сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблеме – это то, что надо решить. Отношение к человеку – условия, при которых надо ее решать. Определите проблему и сосредоточьтесь на ней. Не позволяйте эмоциям управлять собой.
  6. Предложи партнеру высказать свои варианты решения конфликта. Не ищите виновных. Ищите взаимоприемлемый вариант решения конфликта.
  7. В любом случае дай партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяй себе отвечать агрессией на агрессию. Не затрагивай его достоинства, личность. Оценивай только действия.
  8. Отражай, как эхо, смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать именно это?»…
  9. Держись в позиции «на равных». Держись в позиции спокойной уверенности.
  10. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват.
  11. Оговори взаимоотношения на будущее.
  12. Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушить отношения. Вырази свое уважение к партнеру и выскажи сожаление по поводу возникших трудностей.

Притча о природе конфликта

 

Зеркало

Лаосская притча

 

Как-то во дворец забежала собака. Оглядевшись, она увидела множество собак вокруг себя. Собаки были повсюду. Будучи весьма разумной собакой, она оскалилась, чтобы на всякий случай защитить себя от этих миллионов окружающих ее собак и испугать их. Все собаки оскалились в ответ. Она зарычала – они с угрозой ответили ей.

Теперь собака была уверена, что жизнь её в опасности, и стала лаять. Ей пришлось напрячься, она стала лаять изо всех сил, очень отчаянно. Но когда она залаяла, те миллионы собак тоже начали лаять. И чем больше она лаяла, тем больше отвечали ей они.

Утром эту несчастную собаку нашли мертвой... При этом во дворце кроме ее не было ни одной собаки. Дело в том, что человек, который построил этот дворец, покрыл все стены, полы и потолки зеркалами. Собака была там одна, в том дворце были лишь миллионы зеркал. Никто не дрался с нею, вообще не было никого, кто мог бы драться, но она увидела саму себя в зеркалах и испугалась. И когда она начала сражаться, отражения в зеркалах тоже вступили в борьбу. Она погибла в борьбе с миллионами собственных отражений, окружающих ее.

 

 

Литература по теме:

  1. Гришина, Н.В. Психология кофликта/Н.В.Гришина. СПб., 2000.
  2. Психологические основы поведения в конфликте/авт.-сост. И.И. Семененя. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 92с.
  3. Практическая психология для учителя начальных классов/ Г.В.Гатальская, А.В.Крыленко. Гомель, 1998
  4. Психология в притчах с комментариями/сост. М.А. Дыгун (и др.). Мозырь, 2006.

 



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Педагогам о профилактике синдрома эмоционального и профессионального выгорания

Соседние подразделы:
Детско-родительские отношения.
Страничка Закона для родителей и детей
Детям о безопасности
Психологи о зависимостях
Психологи родителям и педагогам о профилактике девиантного поведения у подростков
Перечень психодиагностических МЕТОДИК, рекомендованных Министерством образования Республики Беларус
Отдел образования Мозырского райисполкома
POMOGUT.BY
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании.
Перепись населения 2019