Агрессия — это протест ребенка, попытка обратить на себя Ваше внимание для удовлетворения насущной потребностиКак вести себя, когда ребенок проявляет агрессию.
Агрессия — это борьба за выживание. Благодаря агрессии Ваш ребенок, как и Вы сами, надеется изменить не удовлетворяющее его на сегодня положение вещей
В случае незначительной агрессии – спокойное отношение (переключение внимания,например предложение какого-либо задания: «Помоги мне, пожалуйста достать книгу, ты же выше меня»; позитивное обозначение поведения: «Ты сердишься потому, что ты утомился»; полное игнорирование реакций.)
2. Акцентирование внимания на поведение, а не на личность.
После того, как ребенок успокоится, можно обсудить с ним его поведение. Следует описать его действия, слова, не давая при этом никакой оценки. Обсуждать только конкретные факты, которые происходили «здесь и сейчас». Постараться продемонстрировать, что агрессия больше всего вредит ему самому.
Приемы снижения агрессии:
- это установление обратной связи:
- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
- раскрытие мотивов поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать, что ты сильнее?»);
- озвучивание своих чувств по отношению к поведению ребенка («Мне не нравится, когда со мной грубо разговаривают», «Я злюсь, когда на меня громко кричат»);
- апелляция к правилам поведения («Мы с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь, взрослый должен проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность. Ребенок должен понять, что родители (педагог) хорошо относятся к нему самому, но против того, как он себя ведет.
Контроль над собственными негативными эмоциями.
Несмотря на то, что когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых негативные эмоции, взрослым нужно признать естественность и нормальность этих переживаний. Когда взрослый управляет своими эмоциями, то не подкрепляет агрессивное поведение ребенка и сохраняет с ним хорошие отношения. А также транслирует, как можно и нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
Снижение напряжения ситуации.
Это одна из главных задач взрослого, которая стоит на первом месте.
Однако, взрослые часто допускают ошибки, которые только усиливают напряжение и агрессию:
- повышение голоса;
- демонстрация власти («Будешь делать так, как я скажу!»);
- высмеивание, сарказм;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- непреклонное настаивание на своей правоте; - «чтение морали»;
- наказание или угроза наказания;
- сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу;
- обобщения («Вы все одинаковые!», «Ты, как всегда…»);
- команды и давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признавать свою неправоту. Страшнее всего для него – публичное осуждение. Используя различные защитные механизмы поведения, дети стараются этого избежать.
Необходимо:
- публично минимизировать вину(«Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), но в личной беседе показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить компромисс.
Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Это самое важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющего показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- внимательное (активное) слушание. Это слушание, без анализа и оценок, позволяющее собеседнику высказаться. Все, что необходимо – это поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
- прояснение ситуации наводящими вопросами;
- признание чувств ребенка;
- юмор.
Дети очень быстро и охотно перенимают модели конструктивного поведения. Главное – искренность взрослого и соответствие его действий словам.
Памятка для родителей агрессивного ребенка
- 1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубляет проблему.
- 2. Санкция должна соответствовать поступку.
- Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
- 4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
- Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
- Используйте удивление для реагирования на агрессию.
- Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
- Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
- Пытайтесь гасить конфликты в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
- 11. Дайте понять ребенку, что он любим.
Как избежать проблемы
в будущем
Устраивайте семейные советы, обсуждения, на которых ребенок сможет спокойно высказывать свое мнение. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что с ним считаются.
Научитесь прислушиваться к чувствам ребенка. И не стыдите детей за те чувства, которые они испытывают. Поддерживайте и помогайте выражать чувства, не причиняющие вреда окружающим.
Заведите в доме инструменты – молоток, гвозди, стойку, куда можно их вбивать, или другие объекты, на которые можно обрушивать гнев. Если дети начинают «заводиться», направляйте их к инструментам. А когда они остынут, постарайтесь с пониманием выслушать причины подобного поведения.
Будьте внимательны к своим детям!