01041974
:: ::

Психологи родителям и педагогам о профилактике девиантного поведения у подростков

 

Агрессия — это протест ребенка, попытка обратить на себя Ваше внимание для удовлетворения насущной потребностиКак вести себя, когда ребенок проявляет агрессию.

 

 Агрессия — это борьба за выживание. Благодаря агрессии Ваш ребенок, как и Вы сами, надеется изменить не удовлетворяющее его на сегодня положение вещей


  1. В случае незначительной агрессии – спокойное отношение (переключение внимания,например предложение какого-либо задания: «Помоги мне, пожалуйста достать книгу, ты же выше меня»; позитивное обозначение поведения: «Ты сердишься потому, что ты утомился»; полное игнорирование реакций.)
    2.
    Акцентирование внимания на поведение, а не на личность.

После того, как ребенок успокоится, можно обсудить с ним его поведение. Следует описать его действия, слова, не давая при этом никакой оценки. Обсуждать только конкретные факты, которые происходили «здесь и сейчас». Постараться продемонстрировать, что агрессия больше всего вредит ему самому.

Приемы снижения агрессии:

  • это установление обратной связи:
  • констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
  • раскрытие мотивов поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать, что ты сильнее?»);
  • озвучивание своих чувств по отношению к поведению ребенка («Мне не нравится, когда со мной грубо разговаривают», «Я злюсь, когда на меня громко кричат»);
  • апелляция к правилам поведения («Мы с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь, взрослый должен проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность. Ребенок должен понять, что родители (педагог) хорошо относятся к нему самому, но против того, как он себя ведет.


  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Несмотря на то, что когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых негативные эмоции, взрослым нужно признать естественность и нормальность этих переживаний. Когда взрослый управляет своими эмоциями, то не подкрепляет агрессивное поведение ребенка и сохраняет с ним хорошие отношения. А также транслирует, как можно и нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.


  1. Снижение напряжения ситуации.
    Это одна из главных задач взрослого, которая стоит на первом месте.


Однако, взрослые часто допускают ошибки, которые только усиливают напряжение и агрессию:

  • повышение голоса;
  • демонстрация власти («Будешь делать так, как я скажу!»);
  • высмеивание, сарказм;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
    - непреклонное настаивание на своей правоте;
  • «чтение морали»;
  • наказание или угроза наказания;
  • сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу;
  • обобщения («Вы все одинаковые!», «Ты, как всегда…»);
  • команды и давление;
  • оправдания, подкуп, награды.

  1. Сохранение положительной репутации ребенка.


Ребенку очень трудно признавать свою неправоту. Страшнее  всего для него – публичное осуждение. Используя различные защитные механизмы поведения, дети стараются этого избежать.

Необходимо:

  • публично минимизировать вину(«Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), но в личной беседе показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
    - предложить компромисс.

  1. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Это самое важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

 

Поведение взрослого, позволяющего показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • внимательное (активное) слушание. Это слушание, без анализа и оценок, позволяющее собеседнику высказаться. Все, что необходимо – это поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
  • пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
  • прояснение ситуации наводящими вопросами;
  • признание чувств ребенка;
  • юмор.


Дети очень быстро и охотно перенимают модели конструктивного поведения. Главное – искренность взрослого и соответствие его действий словам.

 

Памятка для родителей агрессивного ребенка

  1. 1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубляет проблему.
  2. 2. Санкция должна соответствовать поступку.
  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
  4. 4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
  9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
  10. Пытайтесь гасить конфликты в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
  11. 11. Дайте понять ребенку, что он любим.

Как избежать проблемы

в будущем

   Устраивайте семейные советы, обсуждения, на которых ребенок сможет спокойно высказывать свое мнение. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что с ним считаются.

   Научитесь прислушиваться к чувствам ребенка. И не стыдите детей за те чувства, которые они испытывают. Поддерживайте и помогайте выражать чувства, не причиняющие вреда окружающим.

   Заведите в доме инструменты – молоток, гвозди, стойку, куда можно их вбивать, или другие объекты, на которые можно обрушивать гнев. Если дети начинают «заводиться», направляйте их к инструментам. А когда они остынут, постарайтесь с пониманием выслушать причины подобного поведения.

 

 

Будьте внимательны к своим детям!



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Психологи родителям и педагогам о профилактике девиантного поведения у подростков

Соседние подразделы:
Детско-родительские отношения.
Страничка Закона для родителей и детей
Детям о безопасности
Психологи о зависимостях
Педагогам о профилактике синдрома эмоционального и профессионального выгорания
Перечень психодиагностических МЕТОДИК, рекомендованных Министерством образования Республики Беларус
Психосоциальное анкетирование