01041974
:: ::

Новости

 
05 декабря 2019 г.

Наш интеллектуальный и обаятельный собеседник имеет свою оригинальную точку зрения по многим проблемам, связанным с развитием информационных технологий.

Немного личного

– Начальное школьное образование получила в Узбекистане, в 1987 году семья переехала в Мозырь, – рассказывает Елена Михайловна. – С золотой медалью закончила СШ № 12, а потом с отличием – физико-математический факультет Мозырского госпединститута им. Н. К. Крупской. Поработав в школе один год, захотелось развиваться дальше, поэтому отучилась в Белорусском государственном экономическом университете, получивспециальность экономист. Впрочем, спустя некоторое время, поняла, что мне хочется работать в школе, общаться с детьми, делясь с ними знаниями. Экономические знания тоже нашли свое применение. В СШ № 11 работаю с 1996 года, меня точно можно считать старожилом и патриотом нашей школы.

Тем не менее, каждое утро, открывая школьные двери и зная, что меня ждет по расписанию в понедельник, вторник и так далее, могу уверенно сказать, что каждый день не похож на предыдущий. И свое образование я не прекращала ни на минуту – всегда есть что-то новое, что нужно выучить или немедленно, или на перспективу, но все равно освоить.

Ученики в некотором роде продолжение учителя – его отношение к предмету, от безразличного до фанатичного, передается им тоже, поэтому остановку на ранее достигнутом, пусть и приличном, уровне можно сравнить с профессиональной катастрофой. Надо ведь не только передавать свои знания, но и учить самостоятельно получать их, заразить в хорошем смысле стремлением исследовать и познавать мир, но как это сделать, если тебе самому уже ничего не интересно?! Хочется быть для детей авторитетом не по принципу «я старше вас, я жизнь прожила!»: считаю, что тот, кто учит и кто пришел учиться должны быть друзьями и соратниками, потому что вместе делают одно общее важное дело – получают необходимые знания.

Психология победителя

– По нашим наблюдениям, у каждого учителя, даже не самого выдающегося, за время карьеры есть хотя бы один неординарный ученик, который «выстреливает» на конкурсах и олимпиадах, принося славу своему наставнику. Но в Мозыре, что касается информатики, лучшие детские кадры аккумулирует Клуб юных пожарных (КЮП), поэтому школьным учителям информатики, говоря проще, «ничего не светит» в плане побед на олимпиадах.

Но с другой стороны – от всех ваших коллег-предметников администрация требует грамот и призов, в то время как учителя информатики имеют железобетонное алиби – всех лучших забрал КЮП, поэтому можно вообще не волноваться насчет подготовки олимпиадников. А может, даже на уроках не стоит напрягаться: кто хочет – в КЮПе научится. Как вы в этой системе координат видите свое место?

– Понятно, что конкурировать с детищем Алексея Валентиновича Борунова сложно и практически невозможно, потому что мы все-таки выполняем немного разные задачи. В КЮПе работают с мотивированными детьми, где дают сразу методы алгоритмов, а мы должны научить компьютерной грамоте всех вне зависимости от способностей, закладывая базовые понятия. В школьной программе по информатике с 6 по 11 классы предусмотрено 25 % занятий на программирование и 75 % на информационные технологии, и это явно не те условия, чтобы в школе готовить олимпиадников по информатике. Поэтому считаю правильным, что у способных к алгоритмическому мышлению детей есть возможность развиваться на высоком уровне, и мы таких ребят примечаем и мотивируем к дальнейшему обучению в КЮПе, поэтому обид лично у меня точно нет. Это, во-первых.

Во-вторых, те школьники, которые остаются, скажем так, на любительском уровне, тоже не оставлены без внимания и не обойдены конкурсами – для них тоже есть свой набор соревнований. Это, например, интернет-олимпиады по информатике и вычислительной логике. В этом году в международном онлайн-конкурсе «Бобёр», нацио- нальным координатором которого является УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», в СШ № 11 приняли участие 270 школьников с 1 по 11 классы, поэтому задачи по вовлечению учащихся в олимпиадное движение у нас такие же, как и у коллег-предметников. Существует масса других состязаний, например, «Патриот» – конкурс по созданию компьютерных игр на любой платформе, Республиканский творческий проект для подростков «Безопасный переход» – конкурс по созданию анимации, в которых мы участвуем и побеждаем.

В-третьих, не скажу за всех учителей по информатике, но мне всегда было интересно в чем-то участвовать и непременно побеждать, работая шире, чем это требует школьная программа. Кроме информатики, нашла для себя такое направление, как финансовая грамотность – уже восьмой год проводится эта олимпиада по инициативе Национального банка Республики Беларусь. В прошлом году наша учащаяся Ксения Украинец дошла до финального этапа, достойно представив нашу школу. На экономическом факультете БГУ в конкурсе «Финансовая и цифровая грамотность поколения Z» команда нашей школы заняла 3 место. В этом учебном году в IV Открытой олимпиаде БГУ по мировой экономике – 3 место, в Межрегиональной олимпиаде по финансовой грамотности среди учащихся VII-IX классов «Юный финансист», в которой приняли участие 2500 юных интеллектуалов, у нас 3-е место.

Поверьте, я душой болею за свой предмет и программирование – сегодня это одно из важнейших направлений деятельности человечества. Когда у меня появилось классное руководство, и началось изучение учебного предмета «Информатика», мне пришлось начинать обучение даже не с учащимися, а с их родителями, проговаривая все условия работы в отношении программирования.

Чему учат в школе

– В школе нередко можно услышать: «Зачем ребенку это учить, он же гуманитарий (вариант – будет кирпичи «ложить», улицу подметать)…» На ваш взгляд, какой объем знаний программирования необходим и для гуманитария, и для того, кто будет работать физически?

– Сегодня, если человек считает себя культурным, он обязан владеть компьютером для решения задач по своей работе, имея навыки алгоритмического мышления – это объективное требование времени.
Необходимый минимум заложен в наших учебных планах, который позволит набрать и оформить текст, сделать рисунок, пусть и примитивный, что-то посчитать в электронной таблице, создать минимальную базу данных, простую программу.

Этот минимум постоянно совершенствуется, и дети им овладевают за время обучения в школе. Я активно участвую в опытной проверке учебников, в этом году состояла в экспертной группе по проверке «Учебник информатики. 10-11 класс». Мы поработали успешно, учебник пошел в издание, так что внесла свой вклад в создание новой учебной литературы.

– Прекрасно помню, как 20 лет назад ученики считали информатику и компьютерные игры синонимами. Какое сегодня у школьников отношение к вашему предмету?

– Очень точное наблюдение. Раньше у детей компьютер в первую очередь ассоциировался с развлечениями, но сегодня на уроке мне не надо зорко стоять на страже, чтобы кто-то из учеников не запустил игру вместо работы по теме – все работают по решению поставленной учителем задачи. Можно уверенно сказать, что дети подходят сегодня осознанно к обучению информатике, понимая, что для того, чтобы в жизни чего-то достичь, нужно быть знающим человеком, а знания достигаются кропотливым ежедневным трудом.

Должна сказать, что сегодняшние школьники – это очень хорошее поколение, и я бы не делила их на хороших и не очень. В информатике множество направлений – проявить себя может каждый. И работать с ними очень интересно: задача на урок одна, но у каждого свой подход и стиль мышления, чтобы ее решить, поэтому неправильно говорить, что он нашел неверное решение – просто выбрал свой путь достижения цели. Ученик сам должен сформулировать цель, поставить задачи, предложить алгоритм решения и реализовать его. И учитель здесь не гуру, знающий единственно верное решение – мы сотрудничаем, чтобы вместе достигнуть цели.

Классический принцип: не за них и не вместо них, а вместе с ними.

Алгоритмы жизни

– Сегодня в стране бум программирования, провозглашена цель стать IT-страной, опять же каждый родитель хочет, чтобы его ребенок удачно устроился в жизни, а программисты хорошо зарабатывают… С вашей точки зрения, программистом может стать любой? Какие качества для этого необходимы?

– Мне кажется, у многих существует ложное представление о легкости этого труда: в мороз на улице не работает – сидит себе в тепле перед монитором, водит «мышкой» по экрану, получая большие деньги просто так.

За плечами того человека, который создает программы, стоит титанический труд, чтобы овладеть фундаментальными знаниями, а еще необходимость постоянно учиться уже после вуза – настолько высока конкуренция в этой сфере, а это еще и нервное напряжение. Постоянная работа онлайн, когда тебе могут позвонить из любой точки земного шара в любой момент, чтобы устранить возникшие проблемы.

А еще мир наш стремительно меняется. Когда-то все шли в юристы и экономисты – сегодня у них очевидные проблемы с трудоустройством. Раньше для перевода писем шли к учителям иностранного языка, а сегодня эту проблему, не выходя из дома, решают интернет-переводчики, достаточно только набрать текст в «окошке». Отсутствие нужного товара в универмаге решается опять же через интернет-торговлю – словом, примеров масса.

Кто знает, может, в будущем появятся компьютерные системы, которые смогут уже сами, без программистов, создавать соответствующие программы. Поэтому считать, что программирование всегда будет гарантией безбедного существования, на мой взгляд, ошибочно.

И в жизни есть шанс у всех: в конце концов, не дано постигать науки – займись спортом, веди здоровый образ жизни и подпишешь выгодный контракт с любым знаменитым клубом.

Но если кто-то серьезно решил стать программистом, то необходимо, во-первых, в совершенстве знать английский язык, во-вторых, читать на английском языке литературу по программированию, в-третьих, каждый день что-то осваивать по своей профессии.

– Любимый вопрос журналистов: ваши творческие планы? Разрабатывать уже выбранные направления или пробовать что-то новое?

– Идея фикс последнего года – выучить английский язык, чтобы читать необходимую литературу по программированию. И в итоге быть интересной своим ученикам. Уверена, что знания в новых областях делают человека интереснее и успешнее как в профессиональном, так и личном плане.

И для того, чтобы прийти к своей цели, нужно составить алгоритм своих действий, и каждодневно обязательно заниматься – для меня это английский язык, системы программирования, востребованные на современном рынке. Стараюсь вдохновить и своих учеников на аналогичные свершения.

Конечно же, продолжаю работу по подготовке учащихся к олимпиадам по финансовой грамотности – банковская деятельность не менее интересна и важна, как и программирование. Для победы на этой олимпиаде необходимы знания банковского, налогового кодексов, кодекса о страховой деятельности – словом, большой пласт нормативных документов. Дети на эти занятия приходят мотивированные, у них есть точно поставленная цель – мне надо оправдать их ожидания.

Надеюсь, сил и здоровья выполнить все эти пункты хватит.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Новости