01041974
:: ::

Детско-родительские отношения.

 

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас...

Почему дети любят слушать сказки?

С психоаналитической точки зрения сказки помогают ребенку преодолевать трудности взросления и справляться с кризисами нормального развития. Ребенку нужно понять самого себя, свои потребности и возможности общения с тем миром, в котором он живет. Ему нужно понять, как справиться с теми эмоциями и чувствами, которые наполняют его, и привести их в определенный порядок. Также ему необходимо познакомиться с понятием морали - не в сухом дидактическом виде, а в житейском реальном образе, который будет наполнен значением, запоминающимся на всю жизнь. И это то, что ребенок получает через сказку.

Независимо от культурного и/или интеллектуального уровня "слушателя", сказки дают информацию различным субстанциям психики, которые ее «используют» в тот или иной момент времени. Дети находятся во власти своих эмоций и импульсов, которые зачастую не видны и незаметны, и сказки предлагают им возможные варианты того, как можно с ними справится и какие решения принять как в настоящий момент, так и в будущем.

Ко всему прочему, сказки замечательно устанавливают связь между ребенком и его родителями. Что может быть милее и приятнее для ребенка, чем провести вечер с мамой, которая читает ему сказку? А если мама будет еще и объяснять поступки героев, делиться своим мнением или узнавать мнение ребенка, то кроме приятного времяпрепровождения это принесет еще и огромную пользу.

Сказки бывают разные: "дневные", "вечерние", созданные народом или определённым автором, метафорические (терапевтические), созданные психологами, психиатрами или самим рассказывающим. Для каждой из разновидностей сказок существуют свои правила их рассказывания.

Преимуществом "вечерней" сказки является её суггестивное воздействие на ребёнка. Ребёнок находится в состоянии предсонной усталости, усиленной рефлекторным воздействием режима дня. Он находится в состоянии искусственного сенсорного голода (полумрак, тишина, неподвижность в тёплой постели), его внимание концентрируется на словах особо значимого для него любимого человека. По всем признакам перед нами та разновидность гипнотического воздействия, которую З.Фрейд определил как "материнский гипноз". "Вечерние" сказки требуют релаксационной атмосферы и нежелательным представляются активные обсуждения их содержания с ребёнком. К "вечерним" относятся те, что не имеют яркого приключенческого сюжета, плавные, напевные, с повторами. Их основная задача – «усыпить» ребенка.

Специалисты-нейрологи, изучающие науку о сновидениях, установили взаимосвязь между тем, что дети видят и слышат непосредственно перед сном, какие эмоции испытывают, и тем, насколько хорошо они спят ночью, какие сны им снятся. Поэтому к выбору сказок нужно относиться серьезно.

  • Слишком страшные сказки могут напугать впечатлительных детей и помешать им спокойно спать ночью.
  • И наоборот, добрые светлые истории сделают сон безмятежным, а сновидения приятными.

"Дневные" сказки несут какую-то важную мысль, как правило, содержат острую конфликтную ситуацию. Эти сказки обязательно после прочтения обсуждаются. Они нужны для того, чтобы помочь ребенку развиваться, понимать и познавать окружающий мир. В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой подрастающему ребёнку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Заучивая полюбившиеся стихи, пословицы, скороговорки, по многу раз произнося тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, ребенок вырабатывает умение различать на слух близкие по звучанию слова, у него улучшается дикция, формируется фонематическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Если ваш ребенок слушает, как вы ему читаете или рассказываете сказку, то в определенное время он сам станет рассказывать о невероятных событиях, которые он якобы пережил. В этих «приключениях» может участвовать кто-то из понравившихся ему литературных героев. Дело в том, что в возрасте 3—6 лет ребенок еще слабо отделяет выдуманный мир от реального. Он не умеет управлять своим воображением, реальные образы и образы представления очень яркие, и ребенку сложно их разводить. Придумки малышей бывают так убедительны, что некоторые взрослые пугаются и спешат обвинить ребенка во лжи. Реакцией родителей на подобное сочинительство малыша должно быть искреннее и заинтересованное отношение к его рассказам. Можно высказать сожаление, что в этой причудливой истории не нашлось места для родителей.

Читая или рассказывая сказку, внимательно наблюдайте за реакцией ребёнка. Дело в том, что хорошая сказка или история «выводит на поверхность скрытые чувства», с которыми ребенок может не справиться. Поэтому можно проявить милосердие к чувствам ребенка и создать вместе с малышом его вариант сказки. Если история сильно взволновала малыша, спросите его, как бы он поступил на месте героев, расскажите, как поступили бы вы. Однако не следует в каждой сказке видеть проблемы ребенка. Сказка для ребёнка— идеальный способ целиком завладеть вниманием взрослого и хоть ненадолго удержать его около себя.

Важно, чтобы процесс слушания "дневной" сказки не был пассивным. Необходимо дать возможность ребёнку активно реагировать на события, происходящие в ней, возможность пересказа и комментирования сказки. В своем рассказе ребенок сможет передать основное содержание произведения, его главные события. Таким образом, он становится рассказчиком, владеющим средствами собственной передачи текста.

В большинстве сказок все заканчивается хорошо и добро побеждает зло, это вырабатывает позитивное восприятие жизни. Однако бывают и сказки с плохим концом. Они также имеют большое влияние на ребёнка ввиду своего интервентного характера. Здесь важно помнить: такие сказки не читаются на ночь и обязательно требуют анализа и возможной самостоятельной доработки, дабы не оставить ребёнка с психической травмой - реакцией на развязку.

Сказку нужно рассказывать (или читать) в тишине. Объясните детям, что сказка – это кусочек волшебства, а оно, как известно, очень хрупкое. Любое постороннее слово или шум могут его разрушить, и сказочные герои испугаются. Поэтому начинайте рассказывать сказку не тогда, когда дети раздеваются или собирают свои вещи, а когда они уже готовы внимательно слушать.

 Сказку нужно рассказывать неспеша. Если вы придумываете ее на ходу, паузы понадобятся вам для того, чтобы продумать дальнейший сюжет или подобрать какие-то конкретные слова. Если же вы читаете готовую сказку, спешить все равно не нужно. Пусть она течет плавно, особенно, если это народная сказка – ей изначально присуща определенна напевность.

Сказки «между делом» (терапевтические метафорические сказки) рассказываются ребенку по дороге в садик, школу или из него, в транспорте, во время ожидания в очереди, когда вы убираете в комнате или выгуливаете собаку. Эти сказки должны быть яркими, эмоциональными, возможно – с юмором. Их не рассказывают, когда ребёнок уже «клюет носом» - результата не будет. Терапевтические сказки могут быть созданы самим родителем. Начать же создание сказки следует всегда с одного - с выявления "крючка" (актуальной проблемы ребёнка), который в ходе развёртывания сказки становится неколючим (разрешение проблемы).

 

 

 

Как правило, сказка имеет следующие элементы (примерно в такой последовательности):

Зачин. Некие вступительные слова, описывающие, где и когда происходило описанное в сказке – «В тридевятом царстве…», «Жили-были дед и баба…», «Давно это было, что и годков-то не счесть…». Здесь же происходит и знакомство с героями.
Отлучка (герой отправляется куда-то по заданию или сам по себе).

Запрет (получение задания). Герою может быть сказано, что какое-то действие – запретно («Не пей – козленочком станешь», «Не срывай яблоко»), а может быть дано определенное сложное задание – убить змея, добыть Жар-птицу…

Нарушение запрета. Если запрет был наложен, герой обязательно его нарушит (в силу разных обстоятельств).

Получение волшебного средства. Если герою было дано задание, то он зачастую получает от кого-то помощь в достижении своей цели – либо ему служит кто-то (золотая рыбка, щука или мышка), либо ему дарят нужный предмет.

Борьба с врагом. Или напрямую – бой со Змеем Горынычем, или хитростью – сломанная иголка для Кощея Бессмертного, но герой побеждает своего врага и исполняет свою миссию.

Счастливый конец. «…и стали они жить-поживать, добра наживать».

Формулировка конца сказки. Чаще всего есть, хотя может быть сказка и без нее: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец».

Бывают, конечно, отступления и дополнения в сюжетах, но даже по такой схеме вполне можно придумать с десяток интересных поучительных сказок – нужно только попробовать! 

Удачи Вам в рассказывании и сочинении сказок для Ваших стремящихся к познанию детишек!

 



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Детско-родительские отношения.

Соседние подразделы:
Страничка Закона для родителей и детей
Детям о безопасности
Психологи о зависимостях
Психологи родителям и педагогам о профилактике девиантного поведения у подростков
Педагогам о профилактике синдрома эмоционального и профессионального выгорания
Перечень психодиагностических МЕТОДИК, рекомендованных Министерством образования Республики Беларус
Психосоциальное анкетирование