01041974
:: ::

Детско-родительские отношения.

 

В семьях, где скоро появится новорожденный, родители должны быть готовы к тому, что старший ребенок может испытывать чувство ревности, которые могут проявиться в насилии по отношению к малышу (щипках, укусах, толчках, отбирании игрушек и т.д.). Ребенку требуется достаточно много времени, чтобы принять изменение состава семьи.

Что следует делать родителям?

  • Чем взрослее ребенок, тем раньше ему нужно рассказать, что в семье ожидается пополнение. Это необходимо сделать, чтобы он случайно не узнал о скором появлении брата или сестры из разговора взрослых и не подумал, что от него что-то скрывают. Не бойтесь показывать старшему ребенку фото УЗИ с будущим братиком или сестричкой. Дайте старшему ребенку погладить ребеночка по животу матери, пусть старший «поговорит» с ним, почувствует, как тот толкается. Помечтайте вместе о том, как будет интересно, когда появится «новенький». Пусть дети подружатся, еще не увидев друг друга.
  • Очень важно устроить так, чтобы при встрече мамы из роддома ребенок не увидел новорожденного у нее на руках. Пусть младенца несут ближайшие родственники или отец, а мама в этот момент будет держать за руку старшего ребенка и аккуратно начнет первая знакомить страшего ребенка с братом или сестрой. Если ребенок вместе с родственниками пришел навестить маму в палату роддома, то именно мама, встретив посетителей, подводит ребенка к новорожденному для первого знакомства.
  • Нельзя отправлять старшего ребенка к дедушке с бабушкой в первые дни после приезда мамы с новорожденным домой, хотя это и очень удобно для родителей. Дети должны с самого начала включаться в новую семейную ситуацию и привыкать к ней. Этот процесс будет менее болезненным, если сделать старшего ребенка помощником в уходе за младенцем; при этом очень важно подчеркивать значимость такой помощи и не скупиться на похвалу и благодарность.
  • Не планируйте перед родами и сразу после них никаких серьёзных перемен в семейном укладе, например, переезда в новую квартиру или опрделения старшего ребенка в садик, иначе он подумает, что от него хотят «избавиться»
  • Соблюдайте традиции, которые сложились у вас со старшим ребенком (совместные прогулки, чтение днем или перед сном и пр.), а также придумайте новые, способные объеденить детей. Например, заранее позаботьтесь о небольших подарках, которыми они «обменяются» в первый день после выписки мамы из роддома.
  • Рассказывайте старшему ребенку о том, каким он был в младенчестве и как вы его нянчили; пересмотрите вместе детские фото, вспомните смешные истории или собятия, связанные с тем или иным снимком.
  • Попросите гостей, которые собираются навестить и поздравить вашу семью, позоботиться о подарке не только новорожденному, но и старшему ребенку, и ему же первому вручить его, сопроводив поздравлениями с появлением у него братика или сестрички. Можно также именно на старшего ребенка возложить приятную обязанность провожать гостей для знакомства с новорожденным.
  • Первое время после появления новорожденного постарайтесь уменьшить объем требований к старшему ребенку. Особенно тех, которые требуют от старшего выработки новых форм поведения, таких как: «не шуми - разбудишь малыша», «покушай на кухне один - мы купаем малыша» и т.д. Вводите новые нормы поведения постепенно, обсуждая их со старшим ребенком и объясняя необходимость возникновения новых правил.

Ревность старшего ребенка часто возникает и в случаях, когда младший брат или сестра «посягаю» на:

  • игрушки и игры, которые всегда принадлежали старшему и были исключительно в его распоряжении (например, когда младший подрастает и исследует мир вокруг себя);
  • привычные занятия и ритуалы, в которых раньше не принимал участия малыш (чтение, рисование, поход в магазин, прогулки и т.п.);
  • «персональное» время, раньше принадлежащее старшему (по мере того, как подрастает младший рбенок, происходит перераспределение времени, которое родители равномерно посвящают каждому из детей).

Уделяйте каждому ребенку внимание и показывайте свою любовь:

  • Обязательно каждый день отводите ему «персональное» время;
  • Не говорите ребенку «ты же старший» чтобы запретить что-то – это не аргумент для него;
  • Подумайте о том, как привычную ранее категорию «нельзя, ты еще маленький» перевести в новую «ты уже большой – значит, тебе можно», объясняя, что у старшего ребенка появляются не только новые обязанности, но и новые права;
  • Не сравнивайте детей;
  • Не наказывайте одного в присутствии другого, пусть даже младший, на ваш взгляд, совсем еще крошка и ничего не поймет.
  • Будьте чуткими к чувствам старшего ребенка. Он должен понимать, что вы принимаете не только положительные эмоции с его стороны, но и отрицательные. Человек не может постоянно испытывать только радость. С появлением новорожденного в семье всё изменилось, и старшему ребенку нужно время, чтобы принять эти изменения. Если у старшего появляется негативизм по отношению к младшему, начните в сочувственном тоне: «Порой мне кажется, что ты любишь маленького братика (сестричку), а порой – что не любишь». Не давите на ребенка – просто дайте ему понять, что вы готовы выслушать его. Предложите старшему ребенку изобразить на бумаге его чувства к новорожденному. Дети чаще ощущают себя увереннее, когда они рисуют то, что чувствуют. Если старший действительно высскажется в отрицательном тоне: «Мне совсем не нравится этот ребеночек», сдержите себя от фраз, выдающих ваше возмущение. Иначе старшенький перестанет доверять вам и будет бояться говорить вам правду. Порадуйтесь тому, что он ощущает себя достаточно раскованно настолько, что позволяет себе при вас озвучить истинные чувства! Если старший ребенок услышал от вас, что его чувства вполне естественны и понятны, эти чувства утратят свою первоначальную остроту для ребенка, и он станет с вами еще более откровенным. Каждому хочется понимания и признания.
  • «А что мне от этого?» - вот как думают дети. Согласно логике взрослого, дети должны приходить в восторг от того, что у них в доме теперь поселился товарищ по играм. Однако дети в такой ситуации думают больше о том, чего они лишились. Они редко видят сплошные плюсы. Им уже намного меньше родительского внимания, с мамой теперь не так весело – она всё время уставшая. Соперничество со стороны старшего ребенка зарождается не в лучшую пору для родителей. Маме очень важно привлекать к воспитанию и уходу за детьми папу: пусть папа ходит со старшим ребенком на прогулки в парк, покупает ребенку мороженое, даже приглашает ребенка вместе сходить за хлебом или молоком. Внимание, которое старший ребенок не дополучает от мамы, должно возмещаться папиным вниманием.
  • Оберегайте своих детей. Старайтесь присутствовать при совместных играх детей до тех пор, пока не будете точно уверены в том, что дети, играя, не навредят друг другу.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Детско-родительские отношения.

Соседние подразделы:
Страничка Закона для родителей и детей
Детям о безопасности
Психологи о зависимостях
Психологи родителям и педагогам о профилактике девиантного поведения у подростков
Педагогам о профилактике синдрома эмоционального и профессионального выгорания
Перечень психодиагностических МЕТОДИК, рекомендованных Министерством образования Республики Беларус
Отдел образования Мозырского райисполкома
POMOGUT.BY
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании.