01041974
:: ::

Культмассовые мероприятия

 

Справка

«Формирование функциональной грамотности субъектов сопровождения несовершеннолетних,  находящихся на воспитании в приёмных семьях и детском доме семейного типа»

          

В 2015-2016 учебном году был запущен пилотажный проект по работе с приёмными семьями, который имел скромное название «Ориентир». К слову, по состоянию на 01.11.2016 82 несовершеннолетних, оставшихся без попечения биологических родителей, воспитываются в 60 приёмных семьях, 6 несовершеннолетних  – в детском доме семейного типа.

Проект набрал обороты, показал  свою результативность, был оформлен. И под наименованием  «Внедрение сетевой модели формирования функциональной грамотности участников  открытого сообщества учреждения образования в процессе реализации социально значимых проектов» был утверждён Приказом Министра образования Республики Беларусь от 11.07.2016.

Ведущая идея проекта – формирование функциональной грамотности субъектов сопровождения несовершеннолетних, находящихся на воспитании в приёмных семьях и детском доме семейного типа. Под функциональной грамотностью нами понимается уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

Формирование функциональной грамотности субъектов сопровождения преследовало единую цель – содействие успешной социализации несовершеннолетних, находящихся на воспитании в приёмных семьях и детском доме семейного типа. Была разработана идея кластера субъектов сопровождения несовершеннолетних, в который входили специалисты отдела образования, спорта и туризма (в планах развития приёмных семей появились направления работы по консультированию приёмных родителей специалистами отдела), социально-педагогического центра  (к слову руководитель проекта – директор СПЦ Шмидт Алла Александровна, автор и координатор – Гульчик Виктория Валентиновна), приёмные родители, специалисты учреждений общего среднего и дошкольного образования (в числе наиболее ответственных, высоко квалифицированно выполняющих свою работу по сопровождению приёмных детей, необходимо отметить педагогов-психологов  государственных учреждений образования Шешко А.М. (ГУО «Средняя школа №15 г. Мозыря»), Полуянову Е.И. (ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»), Жерело В.А. (ГУО «Средняя школа №2 г. Мозыря»), Тетерину С.А. (ГУО «Средняя школа №8 г. Мозыря»), Стражевич Е.В.  ГУО «Средняя школа №9 г. Мозыря»), Жданевич Ж.В. «ГУО «Руднянская средняя школа Мозырского района»,  ответственного за работу с приёмными семьями Кириленко И.С. (ГУО «Моисеевская базовая школа Мозырского района»), биологические родители, лишённые родительских прав, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (бывшие выпускники интернатных учреждений,  приёмных семей), специалисты  КУП «Мозырькиновидеопрокат». Постепенно в проект были внедрены силы  лиц, заинтересованных в защите прав и законных интересов  детей-сирот, несовершеннолетних, оставшихся без попечения биологических родителей – партнёры (волонтёрские движения высшего государственного  учреждения образования «Мозырский педагогический университет им. И.П. Шамякина», государственных учреждений образования «Мозырский музыкальный колледж», «Мозырский медицинский колледж», БРСМ,   РОРОО «Матери против наркотиков», «Подари улыбку детям», БО «Красный крест»; танцевальные и песенные коллективы «Вясёлка», «AS-dance», «Alexis-danse grup» и др.).

                Все субъекты кластера были  вовлечены в совместную деятельность, предполагающую повышение функциональной грамотности.

Проект предполагал реализацию важнеших идей как результата обобщения опыта работы с приёмными детьми. Это дети с непростой судьбой, и существует ряд  закономерностей, характерных для большинства из них. Свидетельство  этому- результаты многочисленных психодиагностических исследований, проводимых специалистами СППС  учреждений образования и специалистами СПЦ.

Прежде всего это дети с неустойчивой самоценкой. Заниженная самооценка, по результатам октябрьского мониторинга отмечалась в 36% случаев, завышенная – в 23 %. Причина заниженной самооценки коренится зачастую в прошлом ребёнка. Негативное его восприятие, ощущение брошенности, последствия депривации- корень психологических проблем. Таким образом появились идеи формирования ассертивности у детей при восприятии событий прошлого. Широко размахнувшаяся акция по оформлению книг жизни – замечательный психотерапевтический способ позитивного ретроспективного восприятия. И в этом необходима помощь специалистов учреждений образования, заключающаяся в тактичном и бережном соприкосновении с прошлым ребёнка, где недопустимыми являются ссылки на дурную наследственность, на прежний уклад семьи, на асоциальное поведение биологических родителей и пр. Вторая причина заниженной самооценки несовешеннолетних – непринятие ими в группе сверстников, одноклассников в силу ряда психофизиологических особенностей.  Вины в том, что эти проблемы существуют, у детей нет. Это их беда. По результатам октябрьского мониторинга только в 2 случаях приёмными родителями были отмечены факты непринятия детей одноклассниками. Однако в реальной ситуации эта цифра выше (согласно обращениям за консультативной помощью в СПЦ). Тщательно отслеживать в учреждениях образования признаки буллинга в отношении несовершеннолетних, находящихся на воспитании в приёмных семьях, и проводить соответствующую психологическую, социально-педагогическую работу – задача школ и детских садов. Приёмные родители, в свою очередь, обучены навыкам рефрейминга, передают эту информацию детям с целью появления у их возможности к самозащите.

Однако имеют место и показатели завышенной самооценки, причём, не имея опыта выстраивания здоровых межличностных отношений, дети порой заслуживают у себя повышенное самомнение путём ложного лидерства, предавая своих товарищей, совершая асоциальные поступки. Недопустимо привлекать приёмных детей к роли “шестёрок” или “рекомендовать им брать всю вину на себя” (из опыта работы), чтобы заслужить ощущение собственной значимости.

Рецепт лечения неустойчивой самооценки  –широкое вовлечение несовершеннолетних в общественную социально-значимую  деятельность учреждения образования, доверие им ролей организаторов мероприятий, руководителей волонтёрских отрядов и пр.

Следующая проблема приёмных детей- сложности антиципации (предвосхищения) конкретных  результатов педагогических и психологических воздействий вследствие срабатывания механизмов психологической защиты. Данный пласт – функция педагогов-психологов, которые обучаются на семинарах, проводимых в СПЦ, работе с детьми в данном направлении.

Приёмные дети – зачастую “дети улиц”, в привычку которых вошла свобода. Поэтому коррекционные воздействия лучше реализуются в естественных условиях: тренинги на лоне природы, экскурсии, приобщение к миру литературы и киноискусства – важнейшие звенья данного направления работы.

         Направления работы в кластере предполагают информационно-методическое сопровождение всех субъектов кластера с опорой на прикладные знания (чтение специальной литературы, проведение обучающих семинаров, практикумов, конференций, ознакомление с методичесми рассылками на печатных и электронных носителях, проведение инструктажей со специалистами КУП “Киновидеопрокат” и биологическими родителями, лишёнными родительских прав), эмоционально-волевую регуляцию (в ходе реализации микропроекта “Ступени триумфа”), мотивационное обеспечение (в ходе организации конкуурсов, мастер-классов, участия в областных и республиканских конкурсных проектах).

         Результативность реализации проекта на сегодняшний день – повышение у детей уверенности в себе, появление инициативы у приёмных родителей в развитии идей проекта, появлении готовности к участию в смотрах, конкурсах, выставках.

         Инновационный опыт был опубликован в республиканской газете “Домой”, в многочисленных публикациях газеты “Жыццё Палесся”,  заслушивался на многочисленных районных конференциях и семинарах, был размещён на сайтах Академии последипломного образования в рамках дистанционного педагогического экспресса опыта и инициатив на тему “Ретрансляция эффективности педагогического опыта  в деятельности региональных структур образования взрослых”, Гомельского областного института развития и образования, был упомянут в выступлении на I республиканском  форуме замещающих семей.

         В октябре был реализован констатирующий замер уровня социализированности несовершеннолетних, находящихся на воспитании в приёмных семьях и детском доме семейного типа. Надеемся, что результаты, полученные в мае в ходе контрольного среза окажутся неоспоримым доказательством эффктивности проводимой работы.

Решение: 

Назначить лиц, ответственных за работу с несовершеннолетними, находящихся  на воспитании в приёмных семьях и ДДСТ

Принять меры по активному  вовлечению несовершеннолетних, находящихся  на воспитании в приёмных семьях и ДДСТ, в общественную социально-значимую деятельность учреждения образования

Принять меры по исключению  фактов негативных комментариев педагогов учреждений образования в адрес травматичного прошлого несовершеннолетних

Провести работу по информированию педагогов учреждений образования о специфических особенностях приёмных детей и их причинах в целях исключения буллинга в отношении несвершеннолетних в среде одноклассников

Обеспечить объективность мониторинга и повышение качества оформления карт мониторинга  специалистами СППС учреждений образования

Обеспечить повышение уровня грамотности  и своевременности оформления планов развития приёмных семей, предполагающих описание направлений работы педагога-психолога, педагога  социального, классного уководителя по сопровождению приёмных детей

Разместить материалы доклада на сайте отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома.

Инновационный проект СПЦ по сопровождению приемных детей




Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Культмассовые мероприятия

Соседние подразделы:
Работа клуба "Под родительским кровом"
Работа МО приёмных родителей на 2016/2017 учебный год
Методические рассылки от педагога-психолога
Детский дом семейного типа г. Мозыря
Отдел образования Мозырского райисполкома
POMOGUT.BY
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании.
Перепись населения 2019